Развитие неврозов
После того как мы обсудили такие понятия как конфликты, переработки конфликтов, и защитные механизмы возникают вопросы: почему человек реагирует именно невротическим образом? Какого развитие личностной структуры с определенными предпочтительными установками и специфическими видами реакций? Для этого определяются условия, в которых происходит психическое развитие, особенно в ранней детской стадии. Неправильное развитие может привести к неврозам.Важные открытия в генезе неврозов — это глубиннопсихологическое учение о развитии и фазах развития Фрейда, а так же позднии дополнения Эриксона и Малера.
Грудной возраст ( безопасность, доверие ). В первые месяцы жизни еще несамостоятельного существования переживания новорожденного определяются в основном впечатлениями от восприятий, которые вначале идут от кожи, а потом включается слух и зрение. Это называется сенсорной фазой. Недостатки сенсорных переживаний могут привести к более поздним нарушениям — неуверенности в межчеловеческих контактах и к недоверию во взаимоотношениях, особенно при шизоидных неврозах и нарцистических расстройствах личности.
В грудном возрасте главным ощущением становится сосание. Оно служит для приема пищи, которая означает одновременно удовлетворение побуждений, установление контакта с матерью и ощущение, полное любви. Нарушение переживаний в этой оральной фазе может привести к серьезному нарушению " первичного доверия " ( Эриксон ), которое в последующих стадиях развития вряд ли компенсируется. Такие оральные фрустрации позже могут проявиться в так называемых оральных нарушениях ( захватнические тенденции, стремление к обладанию имуществом, излишняя еда ), особенно при депрессивных неврозах и наркоманиях.
Младший детский возраст ( автономизация, индивидуализация ). Вместе с моторным развитием ко второму году жизни ребенок начинает проявлять активность и собственную волю, приучаясь говорить " нет ". Индивидуализация деятельности и развитие автономизации приводят к конфликтам с окружающей средой и могут вызвать агрессию.
В этой фазе развивается крнфликтосодержащая амбивалентность между желанием автономии и потребностью в зависимости, а так же тенденцмя к абсолютному разделению между добром и злом ( расщепление ) в смысле " формирования патологической пограничной личности ".
Дошкольный возраст ( триангуляция, детская сексуальность ). Если в воспитании ребенка принимает участие отец, то эта фаза развития начинается уже на третьем году жизни. Ребенок открывает свои половые признаки и признаки другого пола у окружающих, в том числе и у родителей; так же на данном этапе развития присоединяются возрастание самостоятельности и ощущение принадлежности себе своего Я. Неминуемо начинается соперничество малыша с отцом за право на мать. При этом чувства амбивалентны: ребенок опасается отца и одновременно восхищается им; он любит мать и в то же время в ней разочаровывается. У девочек возникают примерно те же отношения.
Эдипов конфликт - это нормальное и обычное явление в даннойпреходной фазе. Его появление и развитие необходимо и полезно. Но если он сохраняется после этой фазы, то рассматривается как вредный и патогенный для развития, поскольку не преодолевается в следствие конфликтных отношениймежду родителями, с развитием фрустраций, страхов и агрессий. Эдипов конфликт — прототип конфликта амбивалентности в межчеловеческих отношениях. Неудачное разрешение его рассматривается как причина неправильного сексуального формирования, истерических и других неврозов, личностных нарушений.
Дальнейшие фазы развития. На следущем этапе развития ( от 7 лет до пубертатного периода ) психосексуальная тематика относительно ослабевает ( латентная фаза развития ). Приобретают значения такие области деятельности как школа, друзья, вхождение в общество.
Более поздние фазы развития исследованы меньше, чем ранние. В подростковом возрасте начинается ступенчатое вхождение во взрослый возраст. Ребенок в каждой из этих фаз развития имеет свои запросы, риск и возможности конфликта. Невротизирующее влияние в это время, скорее переоценивается.