Интернет-зависимость: новинка в ряду зависимостей
Когда супруг избегает близости, предпочитая псевдо-отношения с "друзьями в Фейсбуке", когда мама игнорирует потребности ребенка, просиживая часами на кулинарных форумах, пора честно сказать о новом виде зависимости — от Интернета.
Особенно больно она "бьет" по тем, кто наименее защищен — детям и подросткам. Так чего же ожидать от этого вида зависимости?
Под зависимостью понимают такой тип поведения, который направлен на совершение определенного ряда действий.
Есть здоровые потребности – потребность во сне и пище, в общении и признании, строго по «ступенькам» пирамиды Маслоу. Зависимым поведением нужно считать такое, которое мешает удовлетворению естественных потребностей, подменяя их собой.
Поэтому неудивительно, что даже «легко зависимый» человек, в случае зависимости от Интернета, может потерять здоровье, работу,
отношения, семью, и даже материальные блага.
Признаками любой зависимости считаются:
— получение удовольствия от совершения действий — и подавленности и вплоть до тяжелых физических ощущений в отсутствие объекта зависимости,
— возрастающее время исполнения этих действий,
— меньшее удовлетворение при сохранении одного и того же объема потребления чего-либо.
Итак, если вас раньше устраивало 15 минут посидеть «Вконтакте», а сегодня от часа «чтения ленты друзей» вы испытываете то же или меньшее удовольствие, если ваши действия компульсивны (так и тянет снова открыть страничку) — то речь идет именно о зависимости.
Что делать?
Лечение зависимости — трудная работа и очень длительный процесс. Этому мешают не только объективные сложности и необходимость нахождения мотивации для более здорового поведения. Этот процесс осложняет и видимая «легкость» зависимости. «Я же не пью, не курю, с друзьями не пропадаю — дома сижу!» — озлобляются зависимые, услышав недовольство от родных и близких.
Однако реальная жизнь на самом деле сложнее и разнообразнее, чем «интернетная». В Сети, конечно, можно почитать что-нибудь, развлечься, пролистать новости, посмеяться над забавными картинками. И все же даже обучение и чтение в Интернете должны иметь свое время и место — строго после удовлетворения базовых потребностей, а не перед ними.
Лечение любой зависимости имеет свои этапы.
1) Осознание наличия реальной, не вымышленной проблемы. Создание критического отношения к зависимым действиям.
2) Создание мотивации на отказ от действий, связанных с зависимостью. Это невозможно осуществить без нахождения собственных потребностей и адекватного способа их удовлетворения.
3) Необходим тщательный анализ и разработка как можно более полного перечня причин формирования зависимого поведения.
4) После этого можно переходить к нахождению «сильных» сторон личности, ресурсных состояний (вместо «посидеть в Интернете» — позвонить другу, найти новый круг общения «в реале»).
5) Для формирования крепких «новых привычек» и предотвращения зависимого поведения в дальнейшем обязательно нужно разрешение многих внутриличностных конфликтов. Совместно с психологом проводится интеграция личности. Зависимый формирует целостное представление о своей личности, индивидуальных привычках, своих потребностях.
Суммарно это дает личный, тщательно собранный вариант некоего «индивидуального здорового образа жизни».
Последний этап работы — это своего рода решение задач «на опережение». Собираются различные копинг-стратегии (способы справляться с трудными ситуациями), исключающими зависимое поведение. Провоцирующими на возврат к зависимому образу жизни становятся обычно эмоциональные проблемы, особенности межличностного общения, «внешние провокации». На этот случай у зависимого должны быть свои способы справляться с затруднениями, естественными для процесса жизни.